Каталог "Пожарная безопасность"-2019

в первую очередь необходимо разо- браться, какой спектр операций дол- жен входить в обязанности организа- ции, оказывающей услуги по техническому обслуживанию средств автоматической противопожарной защиты, и с какой перио- дичностью эти работы должны осуществ- ляться. А далее попробуем выяснить, ка- кими функциями и полномочиями обладают контрольно-надзорные органы, если оказы- ваемые специализированными организа- циями услуги не соответствуют нормативно- правовым требованиям в области пожарной безопасности. Контроль исправности и технического состояния систем обязателен Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятель- ность по монтажу, техническому обслужива- нию и ремонту средств обеспечения пожар- ной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. То есть техни- ческое обслуживание средств противопо- жарной защиты вправе осуществлять только организации, имеющие лицензию на дан- ный вид деятельности. Лицензионные требования лицензионные требования и условия для вышеуказанной деятельности определены в Положении о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвер- жденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225. Подпунктом "д" п. 4 Положения № 1225 предусмотрено, что к лицензионным требо- ваниям относится, в частности, выполнение лицензиатом при осуществлении лицензи- рованной деятельности требований, предъ- являемых к проектированию, монтажу, тех- ническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасно- сти зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и норма- тивно-техническими документами в соот- ветствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопас- ности". Договор возмездного оказания услуг Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопас- ности" нормативное правовое регулирова- ние в области пожарной безопасности пред- ставляет собой принятие органами госу- дарственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование об- щественных отношений, связанных с обес- печением пожарной безопасности. в соответствии с п. 1 ст. 779 гражданского кодекса Российской Федерации по дого- вору возмездного оказания услуг исполни- тель обязуется по заданию заказчика ока- зать услуги (совершить определенные дей- ствия или осуществить определенную дея- тельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. исходя из положений ст. 309, 721, 783 гражданского кодекса Российской Федера- ции, качество и объем услуг должны соот- ветствовать условиям договора, а также иным обязательным требованиям к качеству и безопасности, предусмотренным для услуг данного рода законодательством Рос- сийской Федерации, иными правовыми ак- тами органов государственной власти Рос- сийской Федерации, отвечать требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм, ведомственных приказов и других нормативных актов. Цель технического обслуживания Согласно гОСТ 18322–2016 "Система тех- нического обслуживания и ремонта техники" техническое обслуживание – это комплекс технологических операций и организацион- ных действий по поддержанию работоспо- собности или исправности объекта при ис- пользовании по назначению, ожидании, хра- нении и транспортировании. Следовательно, целью и смыслом техни- ческого обслуживания является то, что средства автоматической противопожарной защиты, установленные на объекте защиты, должны находиться в работоспособном со- стоянии, которое должна обеспечить спе- циализированная организация, заключив- шая договор с руководителем объекта за- щиты. Согласно Общероссийскому классифика- тору видов экономической деятельности (ОКвЭд) ОК 029–2014 (КдеС Ред. 2), утвер- жденного приказом Федерального агент- ства по техническому регулированию и мет- рологии от 31.01.2014 г. № 14-ст: n мониторинг или удаленный контроль элек- тронных систем сигнализации безопасно- сти, например, охранной и пожарной сиг- нализации, включая их установку и обслу- живание, относится к деятельности си- стем обеспечения безопасности (код 80.20); n установка систем безопасности, таких как охранная и противопожарная сигнализа- ция, без последующего контроля за ними, относится к работам строительным спе- циализированным (код 43.21). из этого последовательно вытекает обя- занность исполнителя услуг по техниче- скому обслуживанию средств пожарной ав- томатики круглосуточно отслеживать техни- ческую информацию, поступающую с объ- екта о состоянии обслуживаемых техниче- ских средств (мониторинг или удаленный контроль). Таким образом, техническое обслужива- ние – это комплекс мероприятий по поддер- жанию работоспособности и исправности объектового оборудования в процессе тех- нической эксплуатации, включая круглосу- точный контроль исправности и техниче- ского состояния средств противопожарной защиты на объекте защиты, выявление тех- нических проблем и сокращение количества несанкционированных и ложных сигналов о пожарах (см. судебные акты по делам № А57-1796/2016, № А38-2701/2018, № А57- 7459/2018, № А50-6631/2017 и т.д.). Технические средства удаленного контроля гОСТ Р 53325–2012 "национальный стан- дарт Российской Федерации. Техника по- жарная. Технические средства пожарной ав- томатики. Общие технические требования и методы испытаний" (утв. и введен в дей- ствие приказом Росстандарта от 22.11.2012 №1028-ст), вступивший в силу с 01.01.2014, определяет общие технические требования к системе передачи извещений о пожарах (СПи). требования к спи в соответствии с разделом 9 гОСТ Р 53325–2012 система передачи извещений о пожаре (СПи) – это совокупность совместно действующих технических средств, предна- значенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблю- дения или в помещении с персоналом, ве- дущим круглосуточное дежурство, извеще- ний о пожаре на охраняемом объекте (ах), служебных и контрольно-диагностических ГоспроЕкты и тЕхрЕГуЛироВАниЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОжАРнАя беЗОПАСнОСТь | 2019 www.secuteck.ru 20 рАЗДЕЛ ПОжАРнАя беЗОПАСнОСТь в МеСТАх МАССОвОгО ПРебывАния людей Технический мониторинг на объектах с массовым пребыванием граждан Трагедия в Кемерово, к сожалению, была не первой в череде пожаров на объектах с массовым пребы- ванием людей, но именно она показала, что мы имеем дело с системными просчетами в организации пожарной безопасности. Почему пожарная сигнализация, системы оповещения, пожаротушения и ды- моудаления – все противопожарное оборудование в сгоревшем торговом центре "Зимняя вишня" – не работали? Почему система оповещения о пожаре контролируется некой частной фирмой? Почему жизнь и безопасность тысяч людей находятся в руках какого-то случайного ЧОПовца? Разве не МЧС яв- ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля в области обеспечения пожарной безопасности? Виктор криВошонок Председатель Совета СРО Союз организаций "Автоматизированные системы безопасности", генерал-майор внутренней службы в отставке, к.т.н.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw