Каталог "Пожарная безопасность"-2019

Отключение систем обнаружения Мы на протяжении многих лет постоянно сталкиваемся с неработающими системами детектирования, причем в 40% случаев они отключаются линейным персоналом заказ- чика ("чтобы не пищало постоянно"). Без- условно, нужно отметить излишнюю чув- ствительность некоторых датчиков задым- ления, реагирующих, к примеру, на строи- тельную пыль во время ремонтов. С другой стороны, малая часть заказчиков и сервис- ных компаний выполняют на постоянной ос- нове визуальный осмотр датчиков, ограничиваясь считыванием данных с конт- рольных панелей, что не позволяет опреде- лить, заклеены ли датчики, чем часто поль- зуются жильцы, устраивающие "курилки" на своих этажах. Работоспособность систем пожаротушения и дымоудаления Во время работы в управляющей компании не проходило и месяца, чтобы какой-то из домов не лишался части пожарных рукавов, не помогали даже консьерж и видеонаблю- дение. Конечно, можно смотреть на это как на процесс обновления фонда рукавов, кото- рые должны, но зачастую не проходят пере- мотку и испытания. У недобросовестных УК также встречается практика переноса рука- вов из дома в дом для прохождения проверок МЧС. Экономично – да, безопасно – нет. Тестирование пожарных водопроводов в многоквартирных домах происходит редко даже в московском регионе. Это трудоемкий процесс, требующий большого количества обслуживающего персонала, предваритель- ной организационной работы с жильцами. Подъездные пути и места размещения автомобилей пожарных служб Классической проблемой доступа к ме- стам возгорания является банальная невоз- можность для автомобиля пожаротушения подъехать на максимально близкое расстоя- ние к зданию для развертывания лестниц и рукавов. В крупных городах уже много лет внутрен- ние дворы закрываютсяшлагбаумами. Иесли в случае классических подъемных механиз- мов стрелу шлагбаума оперативно ломают, то зачастую установленные так называемые антивандальныешлагбаумысо сдвижнымме- ханизмом и металлической стрелой стано- вятся серьезным препятствием. Развитие систем диспетчеризации посте- пенно уменьшает влияние человеческого фактора на оперативность доступа специ- альных служб, но многие дворы по-преж- нему доверяют этот процесс консьержку или в лучшем случае охраннику. Нам известна только одна московская диспетчерская ком- пания, ведущая разработки в области ви- деоаналитики с целью автоматизации про- пуска спецавтомобилей. Еще одна проблема – отсутствие регла- мента действий с автомобилями, блокирую- щими подъезд. Поиск автовладельца – дело долгое, а каждую царапину на машинах во дворе необходимо оформлять как ДТП. Осо- бенно этой "болезнью" страдают новые рай- оны с плотной застройкой, где грузовая ма- шина зачастую не может въехать в поворот, не задев стоящие рядом авто. Появившиеся несколько лет назад в московских дворах зоны для остановки спецмашин, часто нари- сованные кое-как, перестали соблюдаться, так как не было реальных санкций за пар- ковку в подобных местах. Информирование жильцов о пожаре Звуковое оповещение часто не дает нуж- ного эффекта по следующим причинам: n хорошо звукоизолированные квартиры с качественными дверьми; n отсутствие у жильцов ассоциации звука с необходимостью эвакуации; n нарушения слуха. Система советских радиоточек не может использоваться из-за масштабности работы на уровне района и массового демонтажа такого оборудования в квартирах. Ряд российских разработчиков уже ввел в эксплуатацию системы оповещения через домофонные трубки, но опять же они уста- новлены не у всех. Вероятно, в нынешних реалиях необхо- димо увеличивать количество возможных каналов донесения информации до потре- бителя, используя "домовые" мобильные приложения. Обязательными мероприятиями необхо- димо делать учебные тревоги, что практи- куется в современных бизнес-центрах и предприятиях, – жильцы в таком случае не только вырабатывают необходимые навыки, но и начинают внимательнее относиться к безопасности внутри здания. Индивидуальная безопасность Непосредственно квартира является самым сложно регулируемым участком си- стемы контроля возгораний. Несмотря на то что во всех новостройках по умолчанию устанавливаются и кнопки оповещения о возгорании, и соответствующие датчики, все это оборудование редко переживает первый ремонт и демонтируется как "не подходящее под дизайн". Отечественным производителям систем детектирования стоит обратить внимание на опыт зарубежных коллег, где необходимый функционал облачается в современную форму, находящую свое место в любом ин- терьере. Также остро стоит задача осуществления технического надзора над проведенными в помещениях домов ремонтами: соблюде- ниями требований к безопасности часто манкируют. Однако информирование жителей о совре- менных и не столь дорогих решениях, обес- печивающих персональную безопасность, – банальных огнетушителях и самоспасатель- ных фильтрах – может спасти не одну жизнь. Надзор и санкции со стороны Жилищной инспекции и МЧС Жилищная инспекция, по нашим ощуще- ниям, осуществляет в большей степени ка- рательную функцию по отношению к управ- ляющим компаниям и не очень активно за- нимается борьбой с недобросовестными собственниками, грубо нарушающими тре- бования пожарной безопасности. Правильно организованное взаимодей- ствие трех структур – инспекции МЧС, Жи- лищной инспекции и управляющей компа- нии – позволит применять все формы воз- действия на нарушителей: предписания, штрафы, компенсации расходов. Возможные пути решения проблем В сложившихся условиях целесообразна коллективная выработка решений с после- дующим выходом на законодательные из- менения: 1. Собственники помещений – увеличение количества и качества информирования о проблемах пожарной безопасности. 2. Управляющие компании – повышение уровня контроля за состоянием мест общего пользования, доступом специализирован- ных компаний в узлы электро- и слаботочных сетей, состоянием систем пожарной сигна- лизации и автоматики. 3. Специализированные компании – пере- ориентирование процессов с заявочных и аварийных работ на планово-предупреди- тельные, обоснование себестоимости работ и закрепление подобных нормативов для невозможности демпинга. 4. Специальные службы – выстраивание взаимодействий с управляющими компа- ниями в рамках надзора за состоянием фонда создание эффективных инструмен- тов привлечения к ответственности наруши- телей пожарной безопасности среди собст- венников. 5. Органы местной власти – контроль за соблюдением требований специальных служб, переориентирование работы Жи- лищной инспекции из надзорно-каратель- ного органа в орган помощи управляющим компаниям и пожарному надзору в эффек- тивном взаимодействии с собственниками. n СРЕДСтвА обЕСПЕчЕния ПожАРной бЕЗоПАСноСти СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2019 www.secuteck.ru 50 РАЗДЕЛ t Подъездные пути часто заблокированы автомобилями жильцов

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw