Каталог "Пожарная безопасность"-2019

СРЕДСтвА ОбЕСпЕчЕНия пОжАРНОй бЕЗОпАСНОСти 2019 | ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ www.secuteck.ru 53 РАЗДЕЛ В настоящее время в Российской Феде- рации более 57 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения свыше 38,2 млн человек расположены вне нор- мативного времени прибытия первого подразделения Государственной проти- вопожарной службы. Наиболее остро стоит вопрос орга-низации тушения по- жаров в сельских муниципальных образо- ваниях. Проблема подачи воды к месту пожара Актуальным вопросом при тушении пожа- ров является наличие нормативного проти- вопожарного водоснабжения, расположен- ного в населенных пунктах сельской мест- ности. Согласно статистическим данным по по- жарам за 2017 г., 22 423 пожара (47%) туши- лись при помощи подвоза воды к месту по- жара, прочих видов водоисточников, а остальные 25 066 пожаров (53%) ликвиди- ровали при помощи источников противопо- жарного водоснабжения (водоемы, пожар- ные гидранты, внутренний противопожар- ный водопровод, емкости у места пожара). Таким образом, в 47% случаях тушение по- жаров не могло быть эффективным ввиду того, что не была осуществлена беспере- бойная подача воды. Сложившееся положение дел с противо- пожарным водоснабжением отрицательно сказывается на конечном результате ликви- дации пожаров. Из-за отсутствия нормативного противо- пожарного водоснабжения тушение осу- ществлялось малоэффективным способом (подвоз воды), что сопровождалось перио- дическими сбоями в подаче воды к месту пожара и создавало реальную угрозу жизни и здоровью граждан, а также условия для перехода огня на другие здания и населен- ные пункты. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности В соответствии со ст. 5 Федерального за- кона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и госу- дарства. Основными механизмами системы обес- печения пожарной безопасности являются органы государственной власти и местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении по- жарной безопасности. Одним из механизмов является норматив- ное правовое регулирование и осуществле- ние государственных мер в области пожар- ной безопасности. В ст. 19 "Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной без- опасности" Федерального закона № 69- ФЗ "О пожарной безопасности" и в ст. 63 "Первичные меры пожарной безопасно- сти" Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на органы мест- ного самоуправления возложено решение вопросов организационно-правового, фи- нансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов. Оценка эффективности работы В целях реализации положений Федераль- ного закона № 131-ФЗ "Об общих принци- пах организации местного самоуправления в Российской Федерации" президентом Российской Федерации издан Указ от 28.04.2008 г. № 607 "Об оценке эффектив- ности деятельности органов местного само- управления городских округов и муници- пальных районов". Для исполнения указа президента Прави- тельством Российской Федерации издано постановление № 1317–2012, которым утвержден перечень дополнительных пока- зателей для оценки эффективности деятель- ности органов местного самоуправления. Предметом оценки являются результаты деятельности органов местного самоуправ- ления в следующих сферах: экономическое развитие, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, культура, физическая культура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, жилищно-коммунальное хозяйство, организации муниципального управления, энергоснабжение и повышение энергетиче- ской эффективности. Необходимость дополнительных показателей На наш взгляд, в перечне отсутствует не менее важный вид деятельности органов местного самоуправления – выполнение "Полномочий органов местного самоуправ- ления в области пожарной безопасности". Для их осуществления необходимо внести дополнения в постановление Правительства Российской Федерации о включении допол- нительного показателя – оценки эффектив- ности деятельности органов местного само- управления городских округов и муници- пальных районов в выполнении "Полномо- чий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности". Важным вопросом в обеспечении пожар- ной безопасности является наделение до- полнительными полномочиями органов местного самоуправления и органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации в части "Строительство зданий пожарных депо". Для практического применения данного полномочия необходимо внести изменения и дополнения в ст. 18, 19 Федерального за- кона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пункт "Строительство зданий пожарных депо". Необходимо также внести изменения и в ст. 63 "Первичные меры пожарной без- опасности" Федерального закона№123-ФЗ "Технический регламент о требованиях по- жарной безопасности", дополнив ее еще одним пунктом – "Строительство зданий по- жарных депо". Деятельность добровольной пожарной охраны Считаем, что одним из способов оператив- ного реагирования на пожары (происше- ствия) является организация добровольной пожарной охраны. По инициативе МЧС России принят Феде- ральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране". Закон регулирует общественные отношения, воз- никающие с реализацией физическими ли- цами и юридическими лицами – обществен- ными объединениями права на объединение для участия в профилактике и тушении по- жаров и проведении аварийно-спасатель- ных работ. Данный закон определил современный под- ход, понятия и суть добровольной пожарной охраны, но он вомногомне совпадает с ранее существовавшим подходом и содержит ряд принципиальных новаций. Для реализации его нормнеобходимо разработать норматив- ные правовые акты, в которых нормы закона найдут свою детализацию и конкретизацию для практического применения. МЧС России необходимо ставить вопрос перед органами власти о строительстве зда- ний пожарных депо для размещения пожар- ных добровольцев и пожарной техники (в 2017 г. территориальными подразделе- ниями добровольной пожарной охраны было прикрыто 40 572 населенных пункта, общей численностьюнаселения свыше 13млн чело- век). В дальнейшем работу органов МЧС России по совершенствованию деятельности доб- ровольной пожарной охране целесообразно продолжить. Целесообразность изменений в Правилах противопожарного режима Требуют доработки отдельные положения уже действующих нормативных правовых актов. В частности, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвер- жденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 (ППР), содержат только требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок органи- зации производства и (или) содержания тер- риторий, зданий, сооружений, поме-щений организаций и других объектов в целях обес- печения пожарной безопасности. В ППР не сказано об установлении требо- ваний пожарной безопасности и регулиро- вании отношений в области пожарной без- опасности для органов местного самоуправ- ления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вы- полнению ими полномочий по обеспечению пожарной безопасности. Для решения данного вопроса в ППР не- обходимо прописать раздел "Регулирование отношений органов местного самоуправле- ния, органов государственной власти субъ- ектов Российской Федерации в области по- жарной безопасности". При этом нужно разработать и включить в ППР отдельную главу "Полномочия органов местного самоуправления и органов госу- дарственной власти субъектов РоссийскойФе- дерации в области пожарной безопасности". В дальнейшем необходимо подготовить постатейный комментарий к их полномо- чиям в области пожарной безопасности. Разработанные требования в проекте новой главы ППР будут конкретизировать их обязанности, что, в свою очередь, положи- тельно отразится на организации работы по предупреждению и ликвидации пожаров (происшествий), чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории как муници- пального образования, так и субъекта Фе- дерации. МЧС в составе Национального антитеррористического комитета В соответствии с Указом Президента Рос- сийской Федерации от 15 февраля 2006 г. №116 "О мерах по противодействию терро- ризму" создан Национальный антитеррори-

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw