Каталог "Пожарная безопасность"-2019

страхования какого-либо объекта, а пре- дельный размер выплаты на каждого погиб- шего или пострадавшего. Сколько бы их ни было, они все получат определенную сумму. Не будет ситуаций, когда есть лимит 10 млн рублей на всех пострадавших и они будут "размазываться" в пропорции; кому-то за- платят 100 тыс. рублей вместо 2 млн, потому что не хватило страховой суммы. Экономический стимул Как только собственник объекта будет четко понимать, что у него есть специфичная ответственность перед людьми, которые за- ходят на объект, принадлежащий ему на праве собственности, у него появится эко- номический стимул следить за пожарной безопасностью. Отвечая за жизнь и здоровье любого чело- века, входящего в его торговый центр или другой объект, в размере 2 млн рублей в случае гибели или травмы вследствие по- жара, собственнику нужно будет либо при- нимать меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности людей и недопуще- ние этих событий, либо искать альтернатив- ные инструменты. Как только ответственность будет опреде- лена, посетители получат определенные га- рантии, но у собственника тоже возникнет большая проблема: ему нужно будет фор- мировать резервы под возможные убытки или искать финансовые инструменты на рынке. Формирование резервов – это отвлечение живых денег из оборота, что экономически неэффективно. Страхование – более деше- вый и более логичный инструмент. Плата за страхование (страховая премия) никогда не равна потенциальному объему тех резервов, которые он должен бы был сформировать исходя из того, сколько людей проходят через его торговый зал и теоретически могут пострадать. Собственник сможет защитить свои иму- щественные интересы, обратившись в стра- ховую организацию, которая предложит ему соответствующий продукт. При этом страховщик будет обладать определенным функционалом. Для того чтобы определить степень риска объекта, предполагается по некой стандартной ан- кете, согласованной с МЧС, осуществлять осмотр тех помещений, которые будут при- няты на страхование. МЧС сможет иметь до- ступ к этим данным и дистанционно вести мониторинг по основным ключевым показа- телям, стимулируя собственников нивели- ровать возможные угрозы. Разумеется, если предприятие вложилось в систему пожарной безопасности и соот- ветствует всем параметрам, его собствен- ник должен платить меньше, а значит вклю- чаются рыночные механизмы. В нашем понимании инструмент страхова- ния подстегнет собственников: с одной сто- роны, они несут ответственность по закону, с другой стороны – понимают, что страхова- ние будет дешевле, если они изначально ин- вестируют в безопасность. Пожар как страховой риск На данном этапе в концепции рассматри- вается страхование от одного основного риска – пожара по любой причине. Условно говоря, если даже изначально произошло другое событие, но оно сопровождалось по- жаром, то все равно весь вред, причиненный жизни, здоровью и личному имуществу людей (которое было при них в момент про- исшествия) в результате этого пожара, будет покрываться страхованием. Мы не рассматриваем имущественный ущерб арендаторов и т.п., перед нами стоит задача защитить именно жизнь и здоровье физиче- ских лиц, которые там оказались. При этом речь идет о возмещении вреда жизни и здоровью любых физических лиц: посетителей, работников предприятия, про- сто случайных людей, сотрудников МЧС и др. Если человек погиб, выплату получают его близкие родственники в качестве ча- стичной компенсации за боль и страдания. Еще ведутся дискуссии по поводу опреде- ления "пожар". Формулировка пожара из ФЗ-69 "О пожарной безопасности" не со- всем достаточна для включения в договор страхования, так как страховое событие определяется немного по-другому. Мы должны дать правильное определение по- жара в целях страхования, чтобы избежать возможных разночтений и споров при ква- лификации случившегося, пожар это был или не пожар. Единая база застрахованных объектов Рассматривается возможность создания единой информационной базы, в которую страховые организации, заключающие до- говоры страхования по данному страховому продукту, в числе прочего будут вносить ми- нимально необходимый набор параметров, характеризующих степень пожарной без- опасности по каждому застрахованному объекту, и доступ к которой будут иметь го- сударственные органы, курирующие данное направление (МЧС и др.). В случае негативного события всегда будут источники, по которым можно прове- рить, что у собственника этого здания был заключен договор страхования. Это изба- вит от спешного выделения средств на компенсацию родственникам погибших и организацию похорон и будет на местном уровне закрывать интересы субъектов Фе- дерации. При возникновении любого случая можно будет оперативно и без дополнительных за- просов посмотреть, есть ли страховой дого- вор на объект, с кем он заключен, сколько действует, какая страховая организация яв- ляется страховщиком, принимающим за- явления потерпевших, и т.д. Аналогичные ресурсы уже сейчас реали- зованы и доступны по обязательному стра- хованию гражданской ответственности вла- дельцев опасных объектов и по обязатель- ному страхованию гражданской ответствен- ности перевозчиков. Зайдя на сайт Нацио- нального союза страховщиков ответствен- ности, любой пользователь – гражданин или представитель юридического лица – может, например, ввести номер автобуса и посмот- реть, где застрахована ответственность пе- ревозчика в отношении этого транспортного средства. Даже журналисты в случае какого- либо ДТП, в котором пострадали люди, за- ходят на сайт, проверяют наличие страхо- вого договора и сообщают: "Ответствен- ность владельца автобуса была застрахо- вана компанией N. Потерпевшим надо об- ращаться туда". Это значительно облегчает жизнь и пони- мание, куда идти после того, как проходит шок, за компенсацией ущерба. В то же время не только страховщики, но и государство получит единую базу эксплуа- тируемых объектов и их характеристик, что будет полезно с точки зрения недопущения нежелательных событий, формирования последующих требований и анализа инфор- мации. Периодичность проверок Взаимодействие с МЧС поможет найти способ взаимодействия с объектами, на- ходящимися в ненадлежащем состоянии. В частности, МЧС может проверять объ- екты один раз в довольно длительный пе- риод (3–5 лет), страховщик же будет при- ходить как минимум каждый год при за- ключении договора или чаще. Сигнал, что страховщик не будет заключать новый до- говор вследствие выявления грубейших нарушений, и передача этой информации в МЧС могут служить основанием внепла- новой проверки. Если страховщик понимает, что на кон- кретном объекте вероятность наступления страхового случая очень существенная, он не будет его страховать, и, таким образом, можно не только компенсировать, но и пред- упреждать нежелательные происшествия. Разработка стратегической инициативы В апреле 2018 г. подходы к формированию данной концепции были представлены на Экспертном совете при комитете Госдумы по финрынку, который высказал свою за- интересованность. В данный момент прора- батываются более конкретные детали, но пока сложно сказать, насколько государство поддержит такой подход. Во главу угла поставлен вопрос: какие вы- воды общество должно сделать по итогам "Зимней вишни"? Для себя посыл мы услы- шали так: предложите конструкцию защиты граждан от событий, которые могут с ними произойти в местах массового скопления людей. Отсюда наша цель – выстроить такую систему, которая будет реально работать и защитит людей. К концу февраля 2019 г. планируется опре- делить все основополагающие понятия, тер- мины, концепцию этого вида страхования: кто должен или может страховать, на каких условиях, какие объекты должны страхо- ваться и т.д. Разумеется, определенные моменты будут корректироваться в процессе практической реализации, но уже сейчас каждый страхов- щик, участвующий в этой работе, вносит свои соображения и предложения. Мы ра- ботаем в тесном контакте с МЧС, регулято- ром и Минфином России, которые выра- жают свои пожелания, опасения и активно участвуют в решении задачи, поставленной государством. Перечень объектов Мы используем общую формулировку "места с массовым пребыванием людей", так как событие, случившееся в "Зимней вишне", могло произойти не в торговом центре, а в спортивном заведении и т.д. Дома престарелых – еще один бич послед- него времени, где очень много происше- ствий, в результате которых происходит массовая гибель людей. Ведутся обсуждения с привлечением экс- пертов о том, какие именно объекты должны попадать в рассматриваемый периметр. В целом речь идет о нежилых помещениях и недвижимости социального и коммерче- ского использования, предполагающих мас- ГоспРоЕкты и тЕхРЕГуЛиРовАниЕ 2019 | ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ www.secuteck.ru 13 РАЗДЕЛ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw